21 февр. 2013 г.

Личины российского империализма

Кардиолог направил меня к неврологу по имени Грег Волков. Я стал гадать, иммигрант это или, может, потомок духоборов ‒ их ведь в Британской Колумбии хоть пруд пруди. Потом я сообразил, что фамилии духоборов пишутся по старинке, и раз Грег не «Волкофф», то это более или менее свежий иммигрант.

***

Грег Волков пригласил меня в кабинет с опозданием минут на сорок. Это был приятный человек лет тридцати пяти с черными, кудрявыми, коротко подстриженными волосами и аккуратной бородкой.

Мы познакомились, и доктор Волков осмотрел меня, а потом стал задавать вопросы. По-английски он говорил свободно, с еле слышным твердоватым акцентом, который было практически невозможно идентифицировать. Когда я упомянул брата, живущего в России, доктор улыбнулся и спросил, говорю ли я по-русски. И после этого мы ни слова по-английски уже не сказали.

‒ Так вы из России? ‒ спросил доктор.

‒ Я родился и жил в России, но давным-давно оттуда уехал, ‒ сказал я.

‒ В Канаду?

‒ В Беларусь. В Канаде я чуть больше пяти лет.

‒ Россия, Белоруссия ‒ какая разница? ‒ удивился доктор.

Я попытался сдержаться и не смог:

‒ Я и сам так думал первые лет десять после того, как мы переехали в Минск. Потом узнал другую, не российскую версию истории. Великое Княжество Литовское...

Доктор засмеялся:

‒ Да ладно, чего там... Что Украина, что Белоруссия ‒ всё это рядом, всё это по большому счету Россия, и зачем эти народы делить на русских и нерусских?

Я много раз встречался с канадцами (и, разумеется, американцами), которые думали, будто СССР и Россия ‒ одно и то же, и которые называли всех нас русскими. По аналогии с тем, как всех жителей США называют американцами. Но тут был совсем другой случай ‒ доктор Волков, судя по всему, придерживался известной теории, согласно которой чуть ли не все восточные славяне ‒ те же русские, только слегка подпорченные враждебным (польским, надо полагать) влиянием.

‒ Нет, лично для меня Беларусь это не Россия, ‒ настаивал я. ‒ Между прочим, у меня вообще российских корней нет, я только родился там. А мои предки участвовали в восстании 1863 года. И я считаю себя белорусом.

Я помолчал секунду и зачем-то добавил:

‒ И я гражданин Беларуси.

Доктор хлопнул меня по плечу:

‒ Хорошо, хорошо, вы белорус. Но я все-таки думаю, что всегда лучше объединяться, чем разъединяться.

Я думал иначе, но возражать не стал, и мы вернулись к моим проблемам.

***

В целом у меня о докторе Волкове осталось прекрасное впечатление ‒ и как о профессионале, и как о человеке. Приветливый и внимательный, знающий и ответственный... И как со всем этим вяжется имперское мышление или, как говорил товарищ Сталин, «великодержавный русский шовинизм»? Ведь доктор Волков еще меньше похож на русского, чем я. Потому что он... как бы это правильно сказать?.. Африканец?.. Афро-канадец?.. В общем, чернокожий.

Примечание: фамилию врача я, конечно, изменил.

13 комментариев:

  1. так что же, он так и не признался, откуда у него фамилия и свободный русский язык? это же главная интрига истории!

    а еще, если честно, страшно хочу выведать у вас координаты этого знающего невролога для собственных здравоохранительных целей. хотя знатоки подсказывают, что знать координаты — мало толку, потому что получить назначение именно к желаемому довольно сложно. я в ванкувере с октября, мы застряли на этапе поиска хорошего family doctor по знакомым, пока воз и ныне там, но и срочности вроде нет. а вот именно невролог бы очень пригодился.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сам он ничего про себя не рассказывал, а я спросить постеснялся. Русский язык у него не просто свободный, а родной. Думаю, что он родился и вырос в России, но сюда попал достаточно молодым ‒ иначе он по-английски говорил бы с заметным акцентом.

      К врачу-специалисту вроде невролога Вас должен направить или терапевт (домашний врач или врач из walk-in clinic), или другой специалист, к которому Вас изначально направил терапевт.

      А семейного врача и у нас нет. Не получается его завести. И ничего удивительного, потому что ‒ если верить телевидению ‒ таких, как мы, в Канаде пять миллионов.

      Удалить
  2. Очень мне нравится как вы пишете. Спасибо.
    Ира.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо вам. Если бы еще время оставалось для, извиняюсь за выражение, творчества... У кого-то «ни дня без строчки», а у меня который месяц совсем наоборот.

      Удалить
  3. Анонимный29.9.13

    Да какой же там шовинизм или даже имперское мышление? Просто человек жил, ездил, общался, возможно, и в армии служил, и с белорусами, и с украинцами разговаривал на одном языке, имена у всех понятные и родные - сашки, васьки, петьки, серёги. Человек жил и видел рядом с собой подобных ему людей, схожих вплоть до кулинарных пристрастий, и ему в голову не приходило возводить между ними перегородку, просто повода такого не было. И обвинять его в чем-то, приписывая какое-то "мышление", по меньшей мере, странно. Единственно, что можно было бы вменить ему исходя из твоей, Василий, логики только то, что он прожив какое-то количество лет в России или в СССР так и не понял, что москали кляты, хохлы щиры, а белорусы вовсе не белорусы, а гордые литвины. А по мне - прожил и не понял, значит прав он, а не ты, Василий. Да и ты как-то уж подозрительно поздно "прозрел". Спустя аж 10 лет проживания... может все-таки действительно сложно отличить одних от других?Ну а то что различия есть - не спорю, даже с соседом с нижнего этажа у меня куча различий. А уж с жителем ВКЛ, надо думать. А так - всё правильно, было и Великое Княжество Литовское, и Новгородская республика, и Владимиро-Суздальское княжество и даже вольная республика батьки Махно. Тем не менее, у жителя Минска или Донецка куда меньше отличий от какого-нибудб Воронежца, чем от самого близлежащего поляка или литовца.

    ОтветитьУдалить
  4. Да, так оно и видится с российской стороны, то есть со стороны метрополии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Впрочем, в бывших колониях тоже хватает носителей имперских взглядов.

      Удалить
  5. Анонимный30.9.13

    Я всего лишь хотел обратить ваше внимание на то, что в докторе не было ни грамма того, что вы в нём увидели. Т.е. ему не нужно свои профессионализм, ответственность, приветливость "вязать" с шовинизмом и имперским мЫшлением. В нем нет ни шовинизма, ни того самого мышления. И это прекрасно проиллюстрировано тем, что он в минуту согласился, видя вашу непреклонность, считать вас белорусом. И про русских-нерусских он говорил вовсе не потому, что исповедует подобные идеи, а потому, что он это видел, это его жизненный опыт. И всего-то.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так была в СССР братская дружба народов (и если да, то как же это она в одночасье пропала вслед за распадом совецкой империи, туды ее в качель? Опять Америка виновата? Это всё придумал Черчилль в восемнадцатом году?), или это просто доктору так повезло, что все нерусские, которых он встречал, были рады считать себя не украинцами, белорусами, татарами и так далее, а почти русскими? Или это Вы проецируете свой опыт на моего доктора? Опыт или, скорее, такой же миф, как все эти нынешние совецкие молочные реки в кисельных берегах. Потому что лично я помню совсем другое ‒ например, торговцы на рынке были «нацмены» или просто «черножопые», а если москали с хохлами и дружили в каких-то ситуациях, так это против «азеров». И я отлично помню продавщицу в киевском универмаге, которая игнорировала меня, потому что я обращался к ней на русском, а тех, кто говорил по-украински, обслуживала с демонстративной приветливостью. (Я и сейчас не думаю, что она была права, но, по крайней мере, я ее понимаю.)

      Удалить
  6. Анонимный4.10.13

    Василий, а если близкие люди разводятся, или того хуже - близкие родственники в одночасье из-за родительского сарайчика становятся врагами, Вы также уверены, что прежде между ними не могло быть ни любви, ни дружбы, ни родственных чувств?

    Лично я не просто думаю, что дружба между народами в СССР была - я уверен, что была. Во-первых, потому что всякий народ, это просто люди. А, во-вторых, потому как на себе это не единожды испытывал. И когда жил в Узбекистане, и когда жил в Сибири, и когда оказался в Белоруссии. А когда в студенчестве дикарём оказывался в Гурзуфе, так не передать, какие тёплые компании формировались из минчан, москвичей, ребят из Донецка, Киева и Тбилиси. Более того, думаю, не все чувства безвозвратно утеряны: когда на международных соревнованиях встречаются бывшие "наши" с любыми "не нашими", подавляющее число постсовестких болельщиков болеет именно за "наших" - "хохлов", "бульбашей", "чурок среднеазиатских". Если, конечно, политика остаётся за порогом. Может за это Вы политику и не жалуете? Только при чём здесь национальная политика в СССР?

    А что касается дружбы против кого-то, так разве в диковинку была дружба двух соседских улиц против третьей, тоже соседской улицы? Хотя жителями всех трёх улиц могли быть где-то только "москали", где-то только "хохлы", где-то только "чурки". И даже только "лабусы" могли так дружить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы навязываете мне свое мнение прямо как Россия ‒ свои объятия бывшим колониям. При этом даже «братские» Украина и Беларусь от этих объятий уворачиваются, как могут, и я с Вами соглашаться не собираюсь.

      Сравнение империи с семьей некорректно. Точка.

      Дружба народов в СССР была в телевизоре и газетах. Дружба между отдельными людьми ‒ другое дело. У меня самого были в разное время друзья повсюду, включая Прибалтику, где к русскоязычным относились, пожалуй, хуже всего. Я полагаю, что и сейчас дружбе, например, русского с белорусом ничто не мешает. Если, конечно, не пытаться убеждать русского, что он никакой не русский, а такой же белорус, только чуть похуже.

      Удалить
    2. Анонимный4.10.13

      Василий, с Вами не интересно дискутировать. На вопросы, которые Вам не по душе, Вы отвечаете "точкой". Это даже не "голый аргУмент" (из Ильченко и Карцева).

      Я же просто высказался, а не навязывал своё мнение (это делаете именно Вы). Высказался, потому что Вы достаточно резко (на мой взгляд не справедливо резко) отреагировали на мнение предыдущего Анонима. Если в Вашем блоге Вы хотите слушать только себя, то вам вряд ли следует иметь рубрику "Ответить". Ну, разве только для того, чтобы услышать от кого-то спасибо за то, как Вы пишете.

      Извините, что отвечаю резкостью на резкость.

      Удалить
    3. В данном случае со мной неинтересно дискутировать прежде всего потому, что мне это неинтересно. Для того, чтобы в дискуссии был смысл, ее участники должны говорить на одном языке, то есть придерживаться одного и того же набора базовых аксиом. В данном случае этого нет. Например, кто-то считает, что СССР можно сравнивать с семьей, а я уверен, что равноправные отношения между партнерами в семье не аналогичны отношениям между метрополией и колониями в империи. Таким образом, это сравнение оказывается непригодным для дискуссии и, более того, оно говорит о том, что мы используем разные системы координат, и сама дискуссия бесполезна. Так что я к подобным претензиям отношусь просто (или, если угодно, резко): не любо ‒ не слушай, а врать не мешай.

      Удалить