20 окт. 2015 г.

«Что я видел» – ответы на вопросы

После того, как я опубликовал сочинение моего брата о Канаде, наиболее дотошные из наших друзей и знакомых сочли тему недостаточно раскрытой и потребовали ответов на дополнительные вопросы. Я переслал их пожелания Павлу и пару дней назад получил от него текст, который можно прочитать ниже.


Дорога туда-сюда

Из Барнаула в Москву и назад я летел самолетом Трансаэро – той самой авиакомпании, которая сейчас банкротится. Надо сказать, не так уж хуже Люфтганзы, которая везла меня из Москвы в Ванкувер и обратно в Москву. Есть разница в сервисе и удобстве, но не такая серьезная, чтобы описывать подробно. Заметнее разница в перелетах на короткие расстояния (по Европе) и длинные (через океан). Девять часов полета переносятся тяжелее двух-трех, например, из Москвы во Франкфурт. Поэтому и кресла удобнее, и индивидуальные планшеты-телевизоры есть, и подушки-одеяла дают, и так далее. А кормят везде неплохо. Я, правда, неприхотлив в еде, поэтому как-то не обращаю на это особого внимания.

Про аэропорты

Внуково и Домодедово (Москва) и YVR (Ванкувер) – вот три аэропорта, которые я видел по-настоящему. А во Франкфурте, Лондоне и Мюнхене я был только в отдельных терминалах. Самый лучший терминал в лондонском Хитроу – громадный и красивый. Франкфуртский тоже впечатляет. Самый удобный и благожелательный – в Ванкувере (и терминал, и весь аэропорт). Внуково с Домодедовым неплохи, – вполне достойно выглядят, практически Европа, – но всё портят наглые таксисты. Пограничники-таможенники везде были ко мне одинаково равнодушны, так что и сравнивать не могу. Разница начинается, когда выходишь из аэропорта. Вышел из Внуково – и ты в России, а вышел из YVR – и оказался в Канаде. Но про жителей Канады и России я уже писал. И про чистоту тоже. Хотя по поводу чистоты должен заметить, что Москва резко отличается от остальной России. Как и по зарплатам, например. И люди в Москве цивилизованнее, что ли. Выглядят, по крайней мере. Некоторые, во всяком случае. Но все равно это Россия.

Небоскрёбы

А небоскребы-то я видал, не удивишь меня многоэтажностью. Даже в Москве есть Москва-сити, – небольшой такой райончик, – и еще строится. Я вообще люблю урбанистические пейзажи. Если бы я пробыл в Ванкувере дольше, потратил бы день, а то и два, чтобы просто не спеша погулять по городу, как я делал лет 30 или 40 назад в Москве и Петербурге.

И небоскребы хороши, и сочетание их со старыми постройками. По старому городу просто приятно ходить и глазеть – нравится мне такое времяпровождение. Особенно нравится, что много воды – пролив, заливы, река, корабли, кораблики. И как-то органично это сочетается с городом. Вид с одного края залива на другой – там шар «Мира науки», два стадиона, справа и впереди небоскребы, за спиной просто красивые дома…

Дом, в котором я жил

Вход в каждую квартиру не из подъезда, а с улицы, даже если квартира в двух уровнях на втором и третьем этажах, – такого я точно до сих пор не видел.

Красивые и дом, и двор, и весь квартал. Цветы, деревья – простые и экзотические, – всё ухоженное. Люди не гадят, а наоборот, следят не только за квартирой, но и за тем, что вокруг. И в России есть люди и коммунальные службы, которые, в общем, стараются, но до уровня Ванкувера далеко. Как сказал японец из анекдота, когда его спросили, насколько Россия отстала от Японии, – навсегда. Словами не опишешь, фотографии не дают того впечатления, надо видеть.

Гостиницы

Гостиницы – как в кино про сладкую жизнь (с моей неизбалованной точки зрения). У нас такие, конечно, тоже есть, но до них не дотянуться рукой без кошелька размером с чемодан. Ну очень понравились завтраки в этих гостиницах – не столько едой (еда отменная), сколько организацией самообслуживания (так это по-нашему называется).

Магазины

Это всё как у нас, только уровень повыше. Вообще, по магазинам я не ходок – и дома, и за границей. В дорогие магазины не заглядывал – не было у меня задачи купить что-нибудь этакое. Продуктовые – да, небольшие сувенирные – да, second hand и дешевые распродажи, и еще такие места, где всё по доллару – ну, не всё, конечно, но недорого. Вот не скажу, что сильно потрясли. Выбор богаче, продавцы ласковее – и это всё. В относительно дорогих магазинах я бывал, скажем, в Праге или в Москве – заходил на экскурсию. Шикарнее, чем в Барнауле, ну и что? Я из тех покупателей, которые знают, что им надо, и где это искать, а не вертят головой и смотрят, что бы им купить. Так что эта тема не моя.

Еда

Пробовал я разные блюда, но вкус-то у меня традиционный, к экзотике непривычный, поэтому если расположить по убыванию, то последовательность будет такая: на первом месте голландская кухня («croquettes» с мясом, «pannenkoeken»), канадская с японской делят второе и третье места, потом идут китайская и вьетнамская. Запомнилась утка по-пекински. А роллы, суши, терияки и прочие – слова раньше слыхал, что-то ел, но в Канаде почему-то казалось вкуснее – возможно потому, что я, будучи в восторге от пребывания в Канаде, всё, что ел (а еще видел, трогал и так далее), воспринимал как подарок судьбы. Жил бы я в Европе или Америке, другое дело – было бы любопытство, не было бы столько удовольствия.

Хе-хе, поел я национальное канадское блюдо «путин» («Poutine», с ударением, к сожалению, на второй слог) – вкусно (в отличие от нашего, от которого тошнит, мягко говоря).

Пиво вкусное, но в Праге было вкуснее. Виски Canadian Club пил с удовольствием. По виски я, впрочем, тоже не эксперт – пил несколько раз, теперь предпочитаю его водке, но редко случается, чаще самогон двойной очистки – кстати, хоть и не виски, но гораздо лучше казенной водки.

Запомнились ресторанчики и кафе в маленьких городках, когда мы путешествовали по Канаде, – уютные, вкусная еда, приятно посидеть, поглазеть.

Да, чуть не забыл упомянуть вкусную пиццу (из настоящей печки).

А еще вкусно было у Васи с Олей дома. Например, стейк филе-миньон, лазанья.

Канадцы

Настоящие канадцы, индейцы и потомки переселенцев XVIII-XIX веков живут где-то в глубине страны, в маленьких городках. В Ванкувере они незаметны. Ванкувер – город китайский и немного индийский. Не по архитектуре, конечно, – по населению. Нет, европейский тип (Caucasian), конечно, всё равно преобладает, но китайцы везде – в метро и на улицах, за прилавками и среди туристов. Наверное, как арабы во Франции (где я не был). Зато когда китайцы разговаривают по-английски, их можно понять или хотя бы разобрать, где кончается одно слово и начинается другое. А у белых канадцев речь льется потоком, который разделить на слова трудновато. Наверное, китайцы и прочие понаехавшие портят язык. А вот когда китайцы разговаривают друг с другом по-китайски, это звучит как крик и скандал. Ну как в фильмах Куросавы разговаривают японцы, а русскому уху это кажется угрозами и наездами. Иногда слышна русская речь, один раз разговаривал с украинкой, но по-русски. Для меня все они КАНАДЦЫ – и китайцы, и украинцы, и индейцы. Индейцев, мне показалось, совсем мало, задавили их понаехавшие – в резервациях, наверное, только и спасение красным от белых, желтых и черных. Негров и арабов, кстати, тоже немного – возможно, их больше там, где говорят по-французски. Ну и японцы есть, это точно, и вообще, кого там, в Канаде, только нет – все есть, и всякие попадаются, но общее впечатление – там всем хорошо.

Как одеваются канадцы

Да нормально одеваются. Отличия от Сибири есть – все носят рубашки навыпуск, кроме пожилых китайцев. Я тоже стал выпускать рубашки наружу. Еще почти не видно джинсовых курток. Еще много коротких штанов. Мне с голыми ногами в прохладную погоду было бы неуютно, а канадцам хоть бы что. А так ходи в чем тебе удобно, и никто не удивится. Это мне нравится.

Возвращение

Возвращался я через Лондон и Мюнхен, провел три дня в Москве, а уж потом в Барнаул. В европейских терминалах оказалось меньше китайцев, зато больше арабов и негров, но все вели себя прилично, и я тоже. В Мюнхене (как и во Франкфурте по дороге в Канаду) я безуспешно пытался подзарядить смартфон – розетки есть, но электричества в них нет. То ли надо кому-то заплатить, то ли я не умею пользоваться этим сервисом, да не очень-то и хотелось – просто из любопытства. Но любопытство осталось неудовлетворенным.

Кругом иностранцы, они ведут себя как дома, и я старался брать с них пример. Из Мюнхена в Москву уже летели в большинстве своем русские, ну, «русские немцы» и просто русские, и как-то было заметно, что «наши». И порядки знают, и понимают, что им говорят (в отличие от меня), а все равно видно что-то российское. А уж как прилетел в Москву, так в знакомой обстановке оказался – не подавать виду, что чего-то не знаешь, быть начеку, отбиваться от незваных таксистов…

Обратная акклиматизация прошла успешно. Но если бы я сразу оказался в Барнауле, было бы хуже. Все-таки Москва хоть и не Европа, но похожа. И раньше, когда я бывал в Москве, Барнаул потом несколько дней был довольно неприятен и убог. Но это проходит. Так и сейчас, только сильнее ощущение. По прилете в Барнаул было грустновато, но всё быстро вернулось. А то я было в Канаде начал привыкать к канадскому образу жизни. Сравнивать и сейчас не очень хочется, но жить можно, особенно если не смотреть телевизор и не вступать в дискуссии.

Кстати о дискуссиях. Когда я говорю друзьям и знакомым, что мне в Канаде понравилось, и вообще там жить хорошо, им сразу становится скучно и неинтересно, и тема разговора меняется. Вот если бы я лепил про «загнивающий Запад» и «духовность России», мне бы внимали. Духовность, конечно, в России есть, аж дух захватывает, противогаз бы…

Вот тут надо закончить. Понимаю, что можно было написать еще про множество деталей и событий, но не могу объять необъятное. Чтобы делать правильные выводы, надо иметь опыт. У меня его нет. Ну, бывал в Москве, прокатился галопом по Европам. Пространства в Европе маловато. В этом смысле Россия больше похожа на американский континент, но неухоженность, неприветливость, что ли, российских просторов делает отличие разительным.

Итог: мне всё понравилось, даже очень, а мелкие неприятности или, скорее, помехи не в счет. Были бы в счет, так в России жизнь была бы невыносима. А так живём сколько сможем.

1 комментарий:

  1. Анонимный29.10.16

    Василий, здравствуйте. Меня зовут Юля. Я основала проект "Жизневодители", там люди пишут о своем опыте жизни в других странах. Я писала о Праге, еще одна девушка - о НЙ. Я увидела ваш блог о Канаде и подумала, может вы бы хотели собрать эти посты в "Жизневодитель"? Подробнее можно почитать тут http://www.zhiznevoditeli.ru/o-proekte

    ОтветитьУдалить