2 дек. 2010 г.

Концерт Ленарда Коэна

Год назад я не пошел на концерт Ленарда Коэна. Я не очень-то хорошо знаю его песни, даже самые популярные (за исключением двух-трех вроде «Сюзанны» или «Аллилуйи»). У Коэна слова чуть ли не важнее музыки, так что слышать их впервые на концерте и одновременно в них вдумываться – дело неблагодарное. Но я зря боялся. Первое отделение мне понравилось, а второе захватило и не отпустило до сих пор.

В прошлом году местная газета написала, что Ленард Коэн – такое же национальное достояние Канады, как леса или реки с озерами. У меня после начала концерта было другое впечатление. Два сердца, сплетающиеся над сценой в Звезду Давида, песня «Dance Me to the End of Love», напоминающая местечковый танец, юмор, в котором больше иронии и сарказма, чем веселья, взгляд мудреца из-под шляпы – всё это и что-то еще, уловленное не разумом, а интуицией или, если угодно, «зовом предков», заставило меня подумать, что Ленард Коэн в первую очередь – еврейский гений.

А потом я услышал евангельские аллюзии, прямые упоминания Христа и распятия, мистицизм, дзенскую мудрость, увидел, как сидящая чуть ниже молодая японка, затаив дыхание, ловит каждое слово пожилого человека, опустившегося на колени перед нею и всеми нами, ощутил себя частью огромного зала, смеющегося и плачущего над стихотворением, которое читает негромкий голос на фоне слегка жужжащего органа, и понял, что Ленард Коэн – общечеловеческий гений и такое же достояние всего мира, как океан или звезды.

***

В общем, написать про концерт Ленарда Коэна что-то толковое у меня не получится – эмоций много, а подходящих слов мало. Если кому интересно, читайте статью Марши Ледерман «For one more night in Vancouver, Leonard Cohen is our man». Я чувствовал во время концерта и думал после него то же самое. Удивительно, как может совпадать восприятие разных людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий